Третий путь психолога в бизнесе

Михаил МОЛОКАНОВ -  кандидат психол. наук,
директор программ школы менеджеров «Гнозис» в России.
Психологическая газета, апрель 97, №4(18)

    Большинство психологов из моего окружения зарабатывают деньги проведением независимых консультаций, приемов, семинаров и тренингов. И предпочитает именно этот способ. Под "независимыми" я понимаю те формы работы, когда психолог нанимается для выполнения определенной задачи на ограниченное время. Сам психолог может быть частным практиком-одиночкой или работать в какой-либо консультационной компании. Это первый путь психолога в реальный бизнес.
    При этом можно маскироваться под специалиста по OD ("организационному развитию"), подбору персонала или проведению тренингов, но оставаться Психологом (что такое Психолог - поговорим далее). Как внешний консультант, он сталкивается с ограниченным кругом проблем и задач, решаемых заказчиком, и, в результате, получает определенное (чаще всего, хорошо мифологизированное им самим) представление о реальном бизнесе. В западном и прозападном "большом" бизнесе это не вызывает особых проблем, так как уже существует определенная культура, зачастую допускающая впечатляющие (просто "социалистические") затраты на "ублажение" персонала без излишне привередливого анализа их эффективности.
    В пророссийском бизнесе все зависит от руководителя. Остро чувствуя инородность Психологов, руководители допускают долгосрочное сотрудничество с ними чаще всего по трем причинам: 1) за счет общения с "понимающими и умными" людьми удовлетворить свои собственные личностные нереализованные амбиции, 2) использовать сделанные Психологами выводы для обоснования своих собственных (уже принятых) решений в работе с кадрами - или (редко): 3) создать видимость работы по исправлению неблагоприятной ситуации в работе с персоналом.
    Этот первый путь - самый легкий. Психолог остается Психологом и. при хорошей маркетинговой поддержке, переходит от одного клиента к другому, грустя лишь по поводу невозможности реализовать весь свой психологический потенциал. - Обычно заказчики не способны до конца понять его запросы, а те, которые, вроде бы, начинают понимать, вдруг разоряются. (Не так давно, профессионально работая на рынке по "охоте за головами" - headhunting, я вдруг заметил, что разорению многих российских компаний предшествует введение социальных льгот для сотрудников и найм "психологизированного" специалиста на работу с персоналом).
    Второй путь (успешные примеры немногочисленны): Психолог сам создает собственную фирму в таких "психологизированных" областях, как проведение тренингов, управленческое консультирование, подбор персонала и т. п. Он становится администратором и руководителем, но, если при этом остается Психологом  (то есть специалистом, воспринимающим все происходящее вокруг через свои личные отношения с окружающими людьми и миром вообще), то "ломается".
    Попытки присоединить бизнес (то есть дело, развивающееся в своей собственной среде, и по своим собственным законам, и в соответствии со своими столетними традициям) к своему богатому внутреннему миру приводят к появлениям у Психолога приступов откровенной циничности, либо к явной невротизации личности.
    Первый путь взаимодействия Психолога с Бизнесом - способ "снизу" (попытки адаптировать свои знания и умения под конкретные задачи клиента). Бизнес выступает здесь в роли Отца, ублажив которого можно заслужить материальное поощрение. Второй путь - способ "сверху": Психолог пытается встать «над» бизнесом, овладеть им. Тогда Бизнес для Психолога - Ребенок, который играет в денежные игры, сами по себе не слишком интересные Психологу, но, если контролировать их, то можно получить выгоду. Но сколько же нужно сил, чтобы быть "сверху".
    Оба эти пути-способы работы Психолога вне организации-клиента.
"Женщину, дорогу и коня каждый выбирает для себя". И, кроме способов "снизу" и "сверху", есть и "изнутри". Третий путь состоит в том, что, войдя в Бизнес, Психолог на время прекращает быть Психологом. Он, конечно, остается им, но, с точки зрения работы, это никого не интересует (и в большой мере - его самого). Как есть среди сотрудников высокие и низкорослые, голубоглазые и кареглазые, так есть Психолог и не-Психологи. Если это получается, Психолог становится полноценным членом рабочего коллектива, хотя и со своей "генетической" предрасположенностью быть Психологом,
    Каким бы психологизированным ни казался бизнес, профессионализм психолога отличается, и иногда значительно, от профессионализма "охотника за головами" или специалиста по подбору персонала, или менеджера по тренингам, или менеджера по персоналу, или специалиста по управленческому консультированию. Эти специальности уже давно существуют на западном рынке как хорошо сформированные профессиональные занятия, отличные от психологической деятельности, основными составляющими которой являются: диагностика, коррекция (терапия), научное исследование и обучение. Естественно, специалистам во всех этих областях приходится использовать в своей работе все эти четыре составляющие практической психологии. Но как больно развеиваются иллюзии Психолога, возомнившего, что овладение даже всеми четырьмя психологическими составляющими делает его способным, например, подбирать персонал в стабильно работающую торговую компанию. Психолог напоминает тогда маляра, умеющего смешивать краски, но претендующего на повторение Джоконды.
     Психологу, идущему в бизнес в конкретную компанию по третьему пути, необходимо вначале забыть о том, что он что-то знает, может и понимает в бизнес-отношениях между людьми. Единственная задача, стоящая перед ним: смотреть, как работают в соответствующей области непсихологи, и овладеть их "чистым опытом", не пытаясь мифологизировать и психологизировать его. А вот когда он состоится как чистый непсихологизированный профессионал (что возможно, конечно же, лишь в приближении), окажется полезным и его психологический опыт. Но, поверьте, он сам совсем по-другому будет смотреть на него. И этот опыт станет тогда уже не "пятым колесом", а его изюминкой, шармом.
    Беседы с несколькими состоявшимися по третьему пути в Бизнесе психологами позволили обнаружить несколько особенностей Психологов, которые мешали им в самореализации:
1) мощная тяга к пережевыванию своих собственных внутренних конфликтов. Как следствие:
2) личностное восприятие деловых отношений (примеры: а) восприятие отказов и неудач как направленных против их личности и б) ожидание "более глубоких" отношений с коллегами на работе). В результате:
3) общая ориентация на причины проблемы, а не на желаемый результат. Если же присутствовала ориентация на результат, то это было:
4) стремление к достижению целей, поставленных из "общих соображений", а не из потребностей организации. И вообще это:
5) "импульсивная", а не "перспективно планирующая" (4-й фактор в методике Майерс-Бриггс) личность. И, кроме того:
6) "доверяющая интуиции", а не "доверяющая здравому смыслу" (2-й фактор в методике Майерс-Бриггс) личность. Как образно говорят некоторые успешные профессионалы в сфере продаж о своих коллегах-"интуитивах": "их надо собрать в кучу". - И "точка сборки" должна быть в области реальных потребностей бизнеса, а не личностных интересов. Еще один фактор, реже встречавшийся, чем предыдущие, но также мешавший опрошенным психологам в начале бизнес-карьеры:
7) склонность к затягиванию уже изживших себя контактов (фактор d в методике Зонди).